Например: контакты
Продукты для рынка автозапчастей Cила в движении

PRO ZERO или НОЛЬ «С КЕПКОЙ».

27 марта 2018

ПРОВОДА НУЛЕВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ. ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?

В сети регулярно возникают вопросы а также «священные войны» по поводу проводов «нулевого сопротивления» (в просторечье «нулёвики») – насколько высокоэффективны данные изделия в автомобиле, оказывают благотворное влияние на искрообразование, и, как следствие, на увеличение мощности, снижение расхода топлива, а также рост общей уверенности автолюбителя на дороге и в завтрашнем дне. Интернет полон роликов от разного рода энтузиастов и гаражных экспертов, демонстрирующих все преференции от подобного «апгрейда».
 
Конечно же, мог бы возникнуть вопрос: а что же автопроизводители и их целые конструкторские отделы? Куда смотрят и за что деньги получают (а также социальные гарантии и право на ежегодный отпуск)? Естественно КБ и НТЦ АвтоВАЗа (да и любого Российского производителя) для ряда «экспертов» авторитетами не являются – существует целая армия «АвтоРусоФобов», считающих что «лучше взять любую иномарку чем авто отечественного производства».
 
Давайте попробуем разобрать высоковольтный провод концерна VAG  для автомобилей Volkswagen / Audi и соплатформенных SEAT и Skoda (здесь, надеемся не возникнет споров о «технической отсталости» автопроизводителей). Это провода в номенклатуре SLON под номерами SLN.014 и SLN.015 (или по нумерации VAG: 06A905409P и 03F905409C).
Итак:
Да, Volkswagen-Audi Group используют кабель с «нулевым сопротивлением» (не более 1 Ома на метр), но в итоге, общее сопротивление доведено до «внушительных» 6 кОм (или 6 000 Ом), причём не в пересчёте «на метр длины» а по размеру кабеля.
 
Отметим, что в автомобилях ГАЗ и ЗИЛ с карбюраторными двигателями ЗМЗ-402, ЗМЗ-511, ЗИЛ 501 (например Волга ГАЗ-24, 31105, ЗИЛ-131, ГАЗель) реализована подобная схема.
 
Обратимся к справочнику «Автомобиль ГАЗ-3102 Волга (устройство, тех.обслуживание и ремонт)» (можно найти в сети или по данной ссылке):
Страница 232: цитата «Для устранения радиопомех… провода высокого напряжения имеют распределённое сопротивление а наконечники свечей – подавительные резисторы.» И смотрим схему системы зажигания (рис 214, позиции 13 (резистор) и 14 (свеча))
Страница 233: Наконечник свечи зажигания 35.3707 в составе системы зажигания.
Страница 243: Провода высокого напряжения ПВВП  с высоким
[для тех времён - прим.авт.] омическим сопротивлением 2 000 ± 200 Ом на метр (или 2кОм на метр).

 
Можем также ознакомиться с мануалом «Автомобиль Волга ГАЗ-24-10 Руководство по ремонту» (по данной ссылке):
Страница 142: цитата «Для устранения радиопомех… провода высокого напряжения имеют распределённое сопротивление, а наконечники свечей – подавительные резисторы.» И смотрим схему системы зажигания (рис 221, позиции 2 (резистор) и 1 (свеча))
Там же «Основные технические данные, в конце таблицы: Наконечник свечи 35.3707200, Сопротивление наконечника 4-7 кОм.
Страница 147: Провода высокого напряжения, ПВВП с высоким
[для тех времён - прим.авт.] омическим сопротивлением 2 000 ± 200 Ом на метр (или 2кОм на метр).

 
То есть, совокупное сопротивление провода (2 кОм/метр) + наконечник (4-7 кОм) = 6-9 кОм/метр.



В высоковольтных проводах SLON™ резистивного типа для карбюраторных автомобилей (402.3707244-01, ПШКД.130.3707080,          2101-3707080 и др.) используется кабель с сопротивлением порядка 7 кОм/м – но при этом в наконечниках (уже входящих в состав комплекта) дополнительное сопротивление не применяется. Таким образом общее сопротивление изделия соответствует заложенному автопроизводителем при расчётах системы зажигания автомобиля. 



В автомобилях ВАЗ с карбюраторной системой питания и контактной системой зажигания  (КСЗ) – помехоподавительный резистор стоит в роторе распределителя зажигания («бегунке трамблёра») и имеет сопротивление 5 000 – 6 000 Ом (5-6 кОм). Кабель также используется с распределённым сопротивлением 2 000 Ом/м. В справочнике по данной ссылке:
Страница 116: «Поверка элементов подавления радиопомех. К элементам подавления радиопомех относятся провода высокого напряжения с распределённым сопротивлением 2000 ± 200 Ом/м и помехоподавительный резистор в роторе распределителя зажигания, сопротивлением 5000 – 6000 Ом.
Страница 115: Распределитель зажигания 30.3706 («трамблёр») на Рис 8.23 позиция 17.

 
Видим, что и у автомобилей ВАЗ совокупное сопротивление провода (2 кОм/метр) + резистор в трамблёре (5-6 кОм) = 7-8 кОм/метр.
(Nota Bene: Это относится к распределителю зажигания контактного типа (КСЗ, код ВАЗ 030.3706-10). В распределителе зажигания бесконтактного типа для карбюраторных а/м (код ВАЗ: 2107.3706.010-21) сопротивление в роторе составляет порядка 1 кОм и общее выдаваемое напряжение более чем в 2 раза выше (25-30 кВольт вместо 9-12 кВ у трамблёра КСЗ) – то есть уже рассчитан на применение высоковольтных проводов с ещё более высоким распределённым сопротивлением.)
 
Также, ознакомимся с «Руководством по ремонту ВАЗ 2108-09...» (по ссылке):

Страница 103: Свечи зажигания… до 1988г – типа А17ДВ10, с 1988г – типа А17ДВР. Помехоподавительные наконечники типа 31.3707. Устанавливались до 1988 года.
Страница 106: Проверка элементов подавления радиопомех…- Резистор в роторе… (1 кОм); - провода высокого напряжения с распределённым сопротивлением (2000±200) Ом/м для проводов ПВПП-8 (красного цвета) или (2550±270) Ом/м для проводов ПВППВ-40 (синего цвета); до 1988 г. ещё устанавливались помехоподавительные наконечники со стороны свечей… Величина сопротивления (5,6±10%) кОм.


Внимательный читатель видит (а «невнимательный» до этого места и не дочитал, позволим себе им пренебречь), что совокупное сопротивление в цепи «провод-наконечник-свеча» составляет грубо 2,5+5 (провод + свеча с сопротивлением) или 2 + 5,6 (провод + наконечник с сопротивлением) = порядка 7,5 - 7,6 кОм (на метр кабеля). Что соответствует номинальному распределённому сопротивлению кабеля в силиконовых проводах SLON™ резистивного типа (порядка 7-8 кОм/м).
 



В связи с чем, обращаем внимание на такой ньюанс: при использовании проводов резистивного типа (с распределённым сопротивлением, не только наших а любого производителя) на карбюраторных автомобилях ВАЗ используйте свечи без встроенного сопротивления (тип А17ДВ/ДВМ).
 



Катушки зажигания для инжекторных автомобилей ВАЗ уже изначально рассчитаны на применение проводов с распределённым сопротивлением порядка 15-20 кОм/м.
Читаем в издании «Руководство по техническому обслуживанию и ремонту ВАЗ-2113i, ВАЗ-2114i, ВАЗ-2115i» по ссылке:

Страница 228: Проверка высоковольтных проводов… Должно быть меньше 15 000 Ом. 

Кроме того используются свечи со встроенным сопротивлением (от 4 до 6 кОм в зависимости от производителя. Такие свечи имеют латинскую букву «R» в нумерации модели (напр. NGK: BPR6ES-11) или русскую «Р» (ЭЗ г.Энгельс: А17ДВРМ).


 
Итак, мы видим, что производители автомобилей настойчиво внедряют сопротивление в систему зажигания на участке от катушки (которая собственно и поднимает напряжение до высоких значений) до свечи (в которой это напряжение и преобразуется в искру). Неужели действительно не видят очевидных вещей – о которых «Гаражные Кулибины» давно толкуют и размещают десятками познавательные ролики на YouTube?
 
Всё дело в отраслевых стандартах на электромагнитную совместимость. Существует ГОСТ 51318.12 «Совместимость технических средств электромагнитная» (можно ознакомиться по данной ссылке), который является по сути слегка модифицированным вариантом международного стандарта СИСПР12:97 (SISPR12:97). В настоящее время действуют более поздние редакции этих стандартов (2012 и 2009 годов) но «мягче» они при этом не становятся, да и с чего бы – в мире становится всё больше электронных систем и беспроводных сетей, тут впору «ужесточать» а не «смягчать». Так вот, если очень упрощённо: согласно данным документам, электрооборудование должно, оказывается, не только работать и исправно выдавать свои «амперы и герцы» –   но и не создавать помех и укладываться в некие нормы (не будем нагружать данную статью цифрами, кому интересно полистайте документы). А значит и автопроизводители должны выпускать продукцию, соответствующую данным отраслевым стандартам.
 
Электромагнитные помехи высокого уровня могут вызывать не только проблемы с работой магнитолы (это, как раз менее важно), но и нарушать нормальную работу блока управления двигателем: вызывать бессистемные спорадические коды неисправностей, нестабильность частоты вращения на холостом ходу, пропуски воспламенения и тому подобное, а также работу противоугонной сигнализации. Причём, бывает, что не только собственного автомобиля – но и имевших неосторожность оказаться рядом. Не стоит также забывать и про людей с кардиостимуляторами, сбои в работе которых могут нести непосредственную угрозу жизни их владелца.
 
А что же «Народные Инженеры», как быть с их обзорами? Более того мы видим в ряде «околоавтомобильных» журналов некие тесты и сравнения, в которых чаще всего все «научные изыскания» сводятся к публичному перечитыванию информации с упаковки (и оценке степени её полноты), озвучивание страны производителя, сравнению цен и демонстрацию кассовых чеков, измерению длин (иногда) а также… сравнение сопротивления мультиметром! Причём, критерий оценки по сути сводится к простому «чем меньше сопротивление тем лучше». А если ещё наложить сопротивление на цену продукта по чеку из торговой точки – то вот вам и победитель.

Приведём пример (только лишь титульный лист) некоего протокола испытаний:
 
Попробуем просто вдуматься, сравниваются комплекты:  NGK RC-FD538, JANMOR FU10 (оба для Ford: Escort/Fiesta/Ka/Orion), TSN 1.4.7 (для ВАЗ инжектор 16кл. с наконечником) и SLON 2111-3707080 (для ВАЗ инжектор, 8кл), причём один из них уже на уровне производителя заявлен не как силиконовый а из EPDM. Сравниваются принципиально разные изделия, на разные автомобили – с разными длинами, исполнением наконечников и под требования разных автопроизводителей. Как думаете стоит вникать вообще в дальнейшие изыскания? Конечно же – победил тот комплект, у которого было ниже всех сопротивление (причём не распределённое (на метр длины) – а по проводу в составе комплекта) – и это не SLON и не NGK. Думаете были там испытания на циклические нагрузки, на температурную и химическую стойкость (для этого нужно чуть больше приборов кроме мультиметра, и времени побольше, чем на заполнение данного протокола и отправки на печать)?
Справедливости ради стоит отметить что испытательный центр свою работу выполнил: условно принесли к ним Кота, Змею, Гуся и Щуку, предложили произвести некие замеры (скорость, токопроводность, яйценоскость... что выбрали-заказали, то и измерили) – лаборатория замеры провела и выдала результаты – а уж выводы «кто победит, случись им драться» на основании полученных результатов Экспертная Комиссия издания сделала сама, и, с чувством выполненного долга опубликовала.
 
И, представьте – если к этим участникам добавили бы... Обыкновенный электрический Утюг! От любого производителя (а почему нет? сравнили же абсолютно разные провода для разных авто). При замерах сопротивления кабеля – как думаете кто стал бы в итоге «Абсолютным Лидером Тестов»?
Вот так, простой электрический утюг – может стать лучшей автозапчастью.

Тем же, кто проникся видеообзорами и «прямыми трансляциями из прогрессивных гаражей», несущих в народные массы информацию о проводах нулевого сопротивления («благотоворное влияние» и пользу от которых «сложно переоценить») предлагаем задуматься над следующим:

Почему во всём мире ценятся оригинальные запчасти (ОЕМ), а у нас не охладевает любовь к поделкам, доработкам напильником (а также прочему hand-made и самовязанным «свитерам с оленями»)?

Зачем к металлической жиле («нулевого сопротивления») нужна оболочка именно из силикона? Да силиконовые провода более мягкие (не «дубеют» и не трескаются на морозе), выдерживают высокие температуры и знакопеременные нагрузки – но это в случае, когда и сама токонесущая жила силиконовая. На хрупкость металла морозе и стойкости к разрушению жилы от частых перегибов, силиконовая оболочка повлиять не сможет, вполне достаточно полиэтилена (CPE) или ПВХ (PVC). Или в данном случае это просто «соответствие модным трендам»?

Автомобиль – это комплекс взаимосвязанных систем, а любой провод – это всего лишь проводник. Если энергии искры не хватает для уверенного воспламенения, может стоит обратить внимание на катушку зажигания (поменять на более мощную БСЗ для владельцев карбюраторных авто, а для владельцев инжекторных – просто поменять на исправную или качественную); почистить/поменять свечи (да, нагар увеличивает сопротивление) и отрегулировать межэлектродный зазор; выставить корректный УОЗ; проверить датчик Хола, блок управления двигателем, карбюратор или форсунки в конце концов?
 
Если Вы всё-таки решили поставить себе «нулёвики» (особенно на инжекторный автомобиль) – то может стоит тогда вырезать каталитический нейтрализатор (он «душит» двигатель, особенно когда неисправен), снять вообще глушитель и воздушный фильтр (чтобы двигатель ещё лучше «дышал»), накачать колёса азотом (обязательно низкопрофильные), подрезать пружины (низкая посадка – меньше сопротивление встречным потокам воздуха, увереннее в поворотах, и вообще #нижелучше), поставить большое антикрыло (больше прижимная сила на высоких скоростях)? И это лишь неполный комплекс «народных доработок» (ну да, и обязательно покрасить суппорта в жёлтый цвет).
 
Удачи на дорогах!
 

НАШИ НОВОСТИ В СОЦСЕТЯХ:

   



 


Проверка подлинности

Проверьте подлинность продукции на сайте наших партнеров

Вы можете проверить подлинность продукции по серийному номеру на сайте наших партнеров